Eye tracking

Eye tracking — это технология нейро-исследований, которая позволяет отслеживать движение глаз и определять точки фиксации взгляда. Она используется в различных областях, включая психологию, маркетинг, медицину и образование.
Основным инструментом применения технологии является устройство (eye tracker), который распознает и записывает позиции зрачка (фиксации) и движения глаза (саккады). Устройство может быть носимым на голове (eye tracking очки) или стационарное, которое размещается на столе перед экраном монитора. (Подробнее о наших устройствах можно прочитать здесь)
 
blank blank blank
 

Eye tracker может использоваться в любых исследованиях, связанных со зрительной системой — в usability тестировании, в маркетинговых исследованиях, в психологии, в когнитивной лингвистике и в оценке эффективности печатной рекламы и дизайна.

blank

Существует несколько методов для определения движения глаз. Наиболее используемы в настоящее время вариант – это использование специальной, высокоточной инфракрасной камеры, которая снимает зрачок и определяет куда смотрит человек. Другие методы основаны на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза (так называемая электроокулография).

blank

В исследованиях eye tracking отношение респондента к объекту исследования сводится к нулю. Это означает что точность исследования и правдивость полученных данных не искажаются субъективными данными респондентов во время проведения исследования.

История eye tracking

В конце 19 века, в процессе наблюдений, ученые пришли к выводу что зрачок человека при фокусировании на объектах, перемещается неравномерно. Перемещение зрачка происходит быстрыми, скачкообразными перемещениями (которые называются саккады), а получает и запоминает информацию человек во время фокусировки зрачка на каком либо объекте (их назвали фиксациями).

Это открытие полностью изменило представление о том как человек воспринимает информацию. Открытия, которые были сделаны в начале века, легли в основу современной идеологии eye tracking:

1920-1930 Edmund Huey создал первый eye tracker использованием контактных линз в которых был сделано отверстие для зрачка.

Линзы были соединены с графопостроителем – на нём отображались все движения зрачка. Точность первого eye tracker была крайне низка, однако Huey впервые доказал что зрачок в процессе чтения двигается не равномерно, а перепрыгивает от слова к слову:

blank

Процесс исследования на таком Eye tracker был болезненным для пациента, так как существовал физический контакт с глазами респондента и доставлял крайние неудобства для проведения эксперимента.

blank

Первый не-инвазивный eye tracker построил Guy Thomas Buswell в Чикаго. Он использовал эффект отражения лучей света от зрачка человека и затем записывал их на фотоплёнку. Точность первых eye tracker была крайне мала, однако они послужили первыми шагами и прообразами для современного оборудования.

С 1930-го года, исследования eye tracker начали применяться в экспериментальной психологии.

Eye tracking, популярный на Западе метод маркетинговых исследований, к сожалению, практически не известен в России. Однако, еще в 1962 году, один из крупнейших специалистов нашей страны в области психофизики зрения – Альфред Лукьянович Ярбус, опубликовал монографию «Роль движений глаз в процессе зрения», которая уже 4 раза переиздавалась за рубежом.

С 1930-го года, исследования eye tracker начали применяться в экспериментальной психологии.

Eye tracking, популярный на Западе метод маркетинговых исследований, к сожалению, практически не известен в России. Однако, еще в 1962 году, один из крупнейших специалистов нашей страны в области психофизики зрения – Альфред Лукьянович Ярбус, опубликовал монографию «Роль движений глаз в процессе зрения», которая уже 4 раза переиздавалась за рубежом.

А.Л.Ярбус – один из крупнейших специалистов в нашей стране в области психофизики зрения. Его работа была связана с разработкой оригинального метода «присосок», который использовался для регистрации движения глаз.

Метод Ярбуса состоит в помещении на глаз наблюдателя особых «присосок». Им была изобретена присоска, предназначенная для записи движений глаза. Присоска представляет собой маленькую чашечку, к которой присоединен каучуковый баллончик. Сжав баллончик пинцетом, чашечку присоски прикладывают к поверхности склеры предварительно анестезированного глаза. Когда отпускают баллончик, он, расправляясь, создает под чашечкой легкий вакуум, и она «присасывается» к поверхности склеры. На присоске укреплено зеркальце, отбрасывающее луч света на лист фотобумаги.

Эта же методика была использована для создания изображения, неподвижного относительно сетчатки. Она позволила сделать ряд открытий, касающихся «пустого поля» и его свойств. Результаты, полученные при изучении закономерностей движения глаз, имеют существенное значение для понимания механизмов работы органа зрения. Эти факты были положены в основу исследований eye tracking – достаточно было выделить фиксации зрачка для анализа восприятия информации человеком, о том какие элементы дизайна привлекают человека больше или меньше.

В 70-е годы 20-го века, в эпоху стремительного развития электронных средств, происходят качественные изменения в приборостроении. Массово появляются высокоточные не-инвазивные приборы для исследований eye tracking, программируются алгоритмы распознавания зрачка и записи полученных данных на магнитные диски, а не на фотоплёнку, как раньше. Появилась возможность оцифровать данные для дальнейшего анализа.

В последние годы доступность технологий eye tracking привлекли к ним внимание со стороны коммерческого сектора.

Как правило в бизнесе исследуются движения глаз при взаимодействии пользователя с некоторым программным продуктом или для маркетинговых исследований построения рекламных коммуникаций.

Полученные данные статистически обрабатываются, а затем представляются графически. Длительность подобных тестирований зависит от того, сколько респондентов набрано для проведения теста, какие именно анализы требуется произвести, также учитывается предмет тестирования.

Будем рады любым вопросам – звоните или пишите нам прямо сейчас!

А пока предлагаем Вам посмотреть результаты оценки видеороликов с помощью технологии Eye Tracking:

Как определить — нравится дизайн пользователю, удобен ли им интерфейс сайта?

Мы проведем тестирование в нашей лаборатории или на территории заказчика, составим детальный отчет об исследовании, выделим зоны аттракции и слепые зоны — что нравится и не нравится пользователям.
 
Предоставим экспертные оценки и рекомендации по исправлению дизайна для маркетологов и креативщиков.

Пишите прямо сейчас!